Кризис спровоцировал рост рынка BPM

Одна из критических проблем российской экономики – низкая производительность труда. Период дорогой нефти и отсутствие конкуренции на ряде рынков приучили крупный бизнес, что проблемы можно решить вливанием дополнительных ресурсов, нимало не заботясь о повышении эффективности процессов и управления компаниями. Очередной кризис, спровоцированный в том числе падением мировой цены на нефть, поставил компании перед известным многим только по деловой литературе выбором: «трансформируйся или умри». Вопросы трансформации бизнеса с помощью решений ВРМ обсуждались на конференции «BPM: бизнес ждет результатов», организованной CNews Conferences и CNews Analytics 26 февраля 2015 г.

Необходимость повышения эффективности в помощью ВРМ-решений, сначала вызванная интересом наиболее зрелых компаний, а затем подстегнутая кризисом, способствует тому, что уже несколько лет темпы роста рынка BPM в России остаются стабильными. Аналитики Forrester Reseach прогнозируют их на уровне 14,6%. К 2016 г. объем рынка должен достичь $7,6 млрд. В России интерес к методологии BPM формально сохраняется на высоком уровне, но большинство заказчиков решают задачи автоматизации бизнес-процессов при помощи ERP или СЭД: об этом заявляют 60% и 58% респондентов соответственно в исследовании компании «Логика BPM». А на специализированные BPM-пакеты полагаются в этом вопросе только 16% компаний.

По мнению вице-президента ABPMP Russia, директора департамента по оптимизации бизнес-процессов университета «Синергия»Андрея Коптелова, с которым согласился ряд участников конференции, рынок BPM словно бы «не замечает» кризис, показывая значительный рост: «Заказчики опомнились и начали сокращать затраты на бизнес-процессы. При этом складывается мнение, что многие сначала пытались делать это сами, но из-за недостатка опыта не смогли добиться результатов, поняли необходимость в системном подходе и обратились к консультантам. Везде кризис, а в нашей среде идет набор людей».

Прибыль прежде всего

Большинство компаний в нынешних условиях в том или ином виде занимается сокращением затрат, и важно сделать это грамотно, чтобы не навредить существующим бизнес-процессам. «Вообще все изменения на предприятиях происходят ради снижения издержек и увеличения прибыли, и внедрение ВРМ, процессного учета – не исключение. – ГоворитАлександр Безбородов, руководитель отдела разработки «1С:Документооборот». – Но не все компании понимают разницу между ВРМ и процессным учетом. 80% отдачи от процессов можно получить без внедрения дорогостоящих систем, просто наладив учет».

Первыми встали на путь повышения операционной эффективности банки, за ними идут страховые компании, розничная торговля и телеком, говорит Андрей Коптелов. По его мнению, в том или ином виде, с учетом сжатия спроса на большинстве рынков, конкуренция серьезно усилилась, и это потребовало от руководителей внедрения новых моделей управления для выживания компании. И одними из основных инструментов операционной эффективности стали процессный подход и соответствующие инструменты автоматизации, с помощью которых можно управлять процессом, снижая затраты и сокращая длительность процессов.

Описание: http://filearchive.cnews.ru/gallery/800/7972_420x0.jpg

Руководитель департамента качества бизнес-процессов «Совкомбанка» Юлия Аксенова: Банк за две недели решил знакомую многим проблему долгого согласования документов, внедрив удобные мобильные приложения

Говоря об интересе к ВРМ-решениям у банковского сектора, заместитель генерального директора компании FlexsoftАлександр Борискинотмечает, что это вызвано в значительной мере новыми реалиями финансового рынка: снижением потребительской активности и платежеспособного спроса на кредиты, отсутствие должной отдачи от кросс-продаж продуктов, ужесточение конкуренции за хороших клиентов, снижение комиссионных доходов в результате конкуренции и рост просрочки и резервов.

Представитель «Совкомбанка»Юлия Аксеноварассказала, как можно повысить конкурентоспособность банка за счет внедрения современных технологий. В частности, банк за две недели решил знакомую многим проблему долгого согласования документов – приказов, распоряжений, регламентов, внедрив удобные мобильные приложения, которыми стали пользоваться в том числе и топ-менеджеры. Часть совещаний перешла в заочную форму, повысились вовлеченность руководства в важные процессы и скорость принятия решений.

Никита Драчев, руководитель управления «ВТБ Факторинг», рассказал, что его компания не планирует останавливаться в совершенствовании процессного управления и запланировала целый ряд шагов, среди которых внедрение культуры процессного управления во всех подразделениях, изменение процессов, которые можно изменить быстро, сбор статистики существующих процессов из информационных систем, а также анализ статистики и запуск проектов по реинжинирингу.

Эффективность BPM-проектов, по словам представителя инвестиционного холдинга «Финам»Павла Литвинова, должна оцениваться через исчислимые прямые и косвенные показатели. В числе непосредственных показателей он отметил количество времени сотрудников на выполнение и управление процессами, скорость прохождения процесса между отделами, а также скорость разработки и внесения изменений. Косвенное влияние оказывают время на обучение новых сотрудников и снижение риска потери знаний.

Юлия Вагнер, директор по развитию ВРМ компании «Бизнес-Консоль», обратила внимание участников на то, что нельзя забывать про критерии успешного проекта: поддержку высшего руководства, готовность проектной команды запустить систему из неидеального состояния и взять на себя ответственность за ее доработку, понимание командой специфики ВРМ и четкое понимание цели. В частности, эти критерии были применены в ходе внедрения системы ВРМ – в Институте Генплана Москвы завершен проект внедрения, о котором рассказал руководитель центра развития и управления проектами институтаАлександр Погодаев.

ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» – крупнейший в СНГ и Европе институт, занимающийся проблемами градостроительства. Генеральные планы городов, территориальные схемы, проекты планировки территорий – все эти виды работ находятся в сфере ответственности института. Кроме того, институт выполняет огромное количество мелких и средних работ, как моноотраслевых, так и комплексных. Организационная структура института включает более 30 производственных подразделений разной профессиональной специализации. В связи с этим процесс подготовки и утверждения договорных документов очень сложен. Руководством института была поставлена задача сократить время подготовки договоров, снизить трудозатраты, наладить эффективный контроль процесса, при этом повысив его качество. Решать проблемы стали, внедряя систему ВРМ Brizagi.

«Мы достигли прозрачности процесса. Кроме того, мы получили новые приятные возможности: автоматическая генерация договоров, оповещения, автоматический сбор объяснительных. Теперь исключена потеря заявки от заказчика, у нас появилась возможность оперативной подготовки аналитики. В целом сроки подготовки отдельных документов начали снижаться», – перечисляет результаты Александр Погодаев. Каждому процессу присваивалось нормативное время. «Мы на практике убедились, что увеличение нормативного времени для задач, приводит к увеличению длительности их выполнения, а следовательно и длительности всего процесса», – отмечает эксперт.

Мария Каменнова: Нельзя все делать в ERP

 

Описание: Мария Каменнова

 

Мария Каменнова, генеральный директор компании «Логика ВРМ», оценила динамику роста российского рынка BPMs в 2014 г., дала свой прогноз на 2015 г., а также выделила основные проблемы, стоящие на пути развития данных систем.

 

 

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка BPMs в 2014 году? Чего можно ожидать от 2015 года?

Мария Каменнова:На мой взгляд, этот рынок находится в стадии формирования. Его никто не оценивает, потому что в России очень мало проектов по внедрению BPMS – буквально несколько и в крупных организациях. Основная причина неразвитости отечественного сегмента, на мой взгляд, в том, что у корпоративных архитекторов, отвечающих за приложения, да и у многих управленцев отсутствует понимание процессной сути бизнеса, понимание того, что процессы, которые выполняет компания, – это и есть компания. Обычно вопрос ставится об автоматизации какой-то задачи, а не бизнес-процесса.

Александр Борискин: Отечественные решения ничуть не хуже западных

 

Описание: Александр Борискин

 

Александр Борискин, заместитель генерального директора FlexSoft, рассказал, какие изменения произошли на отечественном рынке BPM: как растет спрос на решения этого класса и как импортозамещение повлияло на становление российских вендоров.

 

 

CNews: По вашему мнению, какие ключевые изменения произошли на российском рынке BPM за последние пару лет?

Александр Борискин:Сегодня вендоры понимают, что основа выживания на быстроменяющемся рынке для наших клиентов – это гибкость. И задача вендора – дать своим клиентам эту гибкость, предложить такие решения, которые позволят на практике реализовать подход «потребности клиентов должны определять возможности системы, а не наоборот».

Этого можно добиться, если в готовом решении есть соответствующий инструментарий, лежащий в основе построения всех продуктов и процессов предлагаемого решения. Мы наблюдаем на практике, что все больше российских вендоров начинают использовать в своих решениях продвинутый BPM-инструментарий. Они предлагают клиентам уже полностью законченный продукт, который позволяет клиентам с помощью BPM оперативно и быстро модифицировать свои процессы.

CNews: Как вы считаете, как будет меняться спрос на BPM-проекты в России в 2015 г.?

Александр Борискин:

Мы наблюдаем все рост спроса на BPM. В настоящее время заказчики во главу угла ставят вопрос сокращения операционных расходов, оптимизацию своих бизнес-процессов и вывод на рынок более привлекательных по стоимости и качеству продуктов и услуг, и системы, имеющие встроенный BPM-инструментарий, позволяют решать эти задачи в кратчайшие сроки с минимальными затратами.

В тоже время заказчикам нужно больше, чем просто классический инструментарий по построению процессов – им нужно уже готовое отраслевое решение, в котором процессы и продукты построены на базе BPM. В фокусе находятся те вендоры, которые могут предложить гибкие функционально законченные решения. Самое главное – эти вендоры должны обладать соответствующей отраслевой экспертизой.

CNews: Можно ли сказать, что российский рынок BPM «взрослеет» как со стороны восприятия клиентов, так и со стороны поставщиков решений?

Александр Борискин:

В последние годы мы наблюдаем стремление к централизации процессов, появляется все больше предложений от отечественных вендоров. Это говорит об определенной зрелости отечественных ИТ-решений, накоплении и применении комплексной экспертизы российскими ИТ-компаниями.

CNews: Может ли тренд импортозамещения повлиять на развитие российского рынка BPM?

Александр Борискин:

Отечественные вендоры уже не первый год работают на рынке BPM и в условиях конкуренции стараются создавать высокотехнологичные продукты, добавлять в свои решения такие функции или модули, которые встречаются только путем сочетания целого ряда решений западных вендоров. Ранее многие заказчики гнались за брендами, особенно не выбирая и не присматриваясь к альтернативным решениям. В последнее время многие смотрят на отечественный рынок систем BPM и с удивлением обнаруживают, что отечественные решения ничуть не хуже западных, а где-то даже более функционально насыщенные – не требуется собирать целый парк различных решений.

Компания «ФлексСофт» сразу пошла по пути создания современных решений на базе самых передовых технологий разработки от Oracle – Weblogic, ADF, BI. Соответственно, наши продукты высокотехнологичные, зачастую даже более функциональные, чем западные аналоги, самое главное – они доступнее по цене. Причем мы предлагаем именно готовые специализированные решения для банковской отрасли, а не просто «чистый» BPM. Залог успеха любого проекта – это экспертиза, которая есть у нас как результат многолетнего опыта работы, которая воплощена в наших решениях. У отечественных вендоров появился серьезный драйвер, чтобы потеснить западные решения.

Представляем вашему вниманию электронную версию новой работы Марии Каменновой «Смена парадигмы в управлении бизнес-процессами и подходах к их автоматизации».

Как набор практик организации деятельности управление бизнес-процессами (Business Process Management, ВРМ) существует уже более 20 лет. Но жизнь не стоит на месте, и за последние несколько лет в управлении бизнесом произошли довольно серьезные изменения, которые значительно влияют на поведение участников рынка – клиентов, партнеров, поставщиков, конкурентов и т.д. В результате происходит не просто расширение подходов к управлению бизнес-процессами, но реальная смена парадигмы, согласно которой бизнес-процессы должны быть не столько совершенными и оптимальными, сколько гибкими, быстро перенастраиваемыми, устойчивыми к внешним воздействиям. При этом ИТ-решения должны не только реализовывать определенную функциональность, но и обеспечивать необходимую гибкость и быструю перенастройку бизнес-процессов. К сожалению, традиционные подходы к разработке, внедрению и модификации ИТ-решений с трудом позволяют это делать.

 

За последние 1–2 года были разработаны новые концепции, которые по-другому подходят к вопросу расстановки приоритетов при разработке приложений и внесении изменений в них. Одна из наиболее интересных – классификация и формирование архитектуры приложений на основе подхода Pace-Layered Application Strategy от компании Gartner, который был успешно использован в описанных ниже кейсах. Предлагаемые технологии и инструменты помогут компаниям быстро адаптироваться к изменениям рынка и более эффективно использовать открывающиеся возможности, для повышения результативности бизнеса и ИТ.

http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2015/03/06/593558 

Вернуться назад