Одна из критических проблем российской экономики – низкая производительность труда. Период дорогой нефти и отсутствие конкуренции на ряде рынков приучили крупный бизнес, что проблемы можно решить вливанием дополнительных ресурсов, нимало не заботясь о повышении эффективности процессов и управления компаниями. Очередной кризис, спровоцированный в том числе падением мировой цены на нефть, поставил компании перед известным многим только по деловой литературе выбором: «трансформируйся или умри». Вопросы трансформации бизнеса с помощью решений ВРМ обсуждались на конференции «BPM: бизнес ждет результатов», организованной CNews Conferences и CNews Analytics 26 февраля 2015 г.
Необходимость повышения эффективности в помощью ВРМ-решений, сначала вызванная интересом наиболее зрелых компаний, а затем подстегнутая кризисом, способствует тому, что уже несколько лет темпы роста рынка BPM в России остаются стабильными. Аналитики Forrester Reseach прогнозируют их на уровне 14,6%. К 2016 г. объем рынка должен достичь $7,6 млрд. В России интерес к методологии BPM формально сохраняется на высоком уровне, но большинство заказчиков решают задачи автоматизации бизнес-процессов при помощи ERP или СЭД: об этом заявляют 60% и 58% респондентов соответственно в исследовании компании «Логика BPM». А на специализированные BPM-пакеты полагаются в этом вопросе только 16% компаний.
По мнению вице-президента ABPMP Russia, директора департамента по оптимизации бизнес-процессов университета «Синергия»Андрея Коптелова, с которым согласился ряд участников конференции, рынок BPM словно бы «не замечает» кризис, показывая значительный рост: «Заказчики опомнились и начали сокращать затраты на бизнес-процессы. При этом складывается мнение, что многие сначала пытались делать это сами, но из-за недостатка опыта не смогли добиться результатов, поняли необходимость в системном подходе и обратились к консультантам. Везде кризис, а в нашей среде идет набор людей».
Прибыль прежде всего
Большинство компаний в нынешних условиях в том или ином виде занимается сокращением затрат, и важно сделать это грамотно, чтобы не навредить существующим бизнес-процессам. «Вообще все изменения на предприятиях происходят ради снижения издержек и увеличения прибыли, и внедрение ВРМ, процессного учета – не исключение. – ГоворитАлександр Безбородов, руководитель отдела разработки «1С:Документооборот». – Но не все компании понимают разницу между ВРМ и процессным учетом. 80% отдачи от процессов можно получить без внедрения дорогостоящих систем, просто наладив учет».
Первыми встали на путь повышения операционной эффективности банки, за ними идут страховые компании, розничная торговля и телеком, говорит Андрей Коптелов. По его мнению, в том или ином виде, с учетом сжатия спроса на большинстве рынков, конкуренция серьезно усилилась, и это потребовало от руководителей внедрения новых моделей управления для выживания компании. И одними из основных инструментов операционной эффективности стали процессный подход и соответствующие инструменты автоматизации, с помощью которых можно управлять процессом, снижая затраты и сокращая длительность процессов.