Отечественный интернет-бизнес не видит особых рисков в 2015 году

Автор: Александр Галиев
Источник: Computerworld Казахстан 


 

На состоявшемся «круглом» столе в рамках традиционной (шестой по счету) конференции «Торговая миссия», представители отечественного интернет-бизнеса обсудили риски 2015 года.

 

Александр Соколов, директор Flip.kz, не видит причин драматизировать ситуацию. По его словам, товары подешевели, хотя средний чек немного и сократился, но потребители стали расширять ассортимент покупок. «Рынок растет, и кризис пока не оказывает влияния на наш бизнес, в крайнем случае, может несколько снизиться угол тренда», - говорит он. По оптимистическому мнению Александра сейчас открываются новые окна возможностей – ведь в кризис люди начинают экономить, а значит, пойдут и в онлайн.

 

С ним согласен и Рамиль Мухоряпов (Choсolife): «Мы, безусловно, выиграем от кризиса. В кризис люди пойдут в онлайн – здесь ниже цены и выше ассортимент». По его мнению, в кризис выиграет та компания, которая хорошо управляется. Кроме того, он отмечает, что в кризис рост клиентов будет обеспечиваться еще и перетеканием покупателей из офлайн в онлайн.

 

Лаура Шаймаханбетова (Satu.kz) также не ощущает влияние кризиса: «Мы видим рост оборотов, а кризис скорректирует позиции компаний, которые не совсем верно выстраивают работу с клиентами».

 

В Lamoda.kz настроены не менее позитивно: корзина и чек растут. Но, по словам Артёма Сюткина, компания готовиться к возможному кризису уже сейчас. «Мы делаем разворот в сторону масс-маркета. Темпы роста немного замедляются, возможно, потому, что мы стали большие», - отмечает он. 

 

Оживленная дискуссия развернулась вокруг преференций для интернет-бизнеса. Тут мнение, как говориться, разделилось. Некоторые участники «круглого стола» не видели причин для этого: «У нас и так слишком лояльное налогообложение». Другие возвращались к теме снижения беспошлинного порога для посылок из-за рубежа. Подробнее об этом мы писали ранее. В целом в зале превалировало мнение, что особые, специальные преференции отечественному интернет-бизнесу не нужны.

 

Отвечая на вопрос Computerworld Казахстан о рисках со стороны экспансии российского интернет-бизнеса, Рамиль Мухоряпов отметил, что не считает российские компании «крутыми». «Настоящая битва развернется между командами. Но с ними можно конкурировать: у нас лучше налогообложение, меньше затрат на сотрудников и т.д.», - констатирует он.

 

Артём Сюткин говорит о том, что у интернет-бизнеса в Казахстане есть куда расти. «У нас есть как минимум 5 лет, и меньше регуляторов», - отмечает он.

 

В последнем вопросе к участникам «круглого» стола, который прозвучал со стороны модератора (Ольга Каплина), представителям компаний предложили ответить на вопрос о том, что нужно делать в интернет-бизнесе, чтобы быть конкурентоспособным.

 

Александр Соколов считает, что компания изначально должна иметь философию хорошего сервиса. «В противном случае, зачем начинать?», - вопрошает он. С ним согласен и Рамиль Мухоряпов: «Рынок любит сервисно-ориентированные компании». Артём Сюткин: «В нашем случае, сервис компании – это сервис бутика: от сайта до торгового представителя и платежных инструментов».

 

Как нельзя кстати оказалась реплика из зала от представителя косметического бренда Mary Kay«Качественный сервис – это дорого».

 

В качестве небольшого резюме стоит отметить, что компании выразили почти единодушный высокий градус оптимизма: они уверены в себе, они растут, а «тлетворное» влияние кризиса на них не отражается. Индекс уверенности в краткосрочной и среднесрочной перспективе тоже зашкаливает – между прочим, это очень хороший индикатор. 

http://computerworld.kz/articlekz/8271/

Вернуться назад