Внутренний маркетинг ИТ-решений

 Валерий Бычков

Недавно мы говорили о том, что CMO могут потеснить CIO. Как известно лучший метод обороны – нападение. Современный CIO просто обязан играть на маркетинговом поле, по крайней мере, во внутренних коммуникациях компании.

ИТ-отдел в значительном количестве организаций – подразделение ответственное за инциденты. Буквально. Пока все нормально работает – об ИТ не вспоминают. А если что-то пошло не так – это недоработка ИТ-шников. И не важно, как быстро удастся инцидент устранить – неприятный осадок все равно останется. К тому же ИТ-шники виновны еще и в изменениях, что намного хуже инцидентов с точки зрения большинства пользователей. Вчера у них все прекрасно работало, все было знакомо и многократно проверено. А сегодня они включают компьютер, а там нечто непонятное – рабочий процесс разрушен, KPI  не выполняются, премии не начисляются… Количество часов потраченных на обучение в такой ситуации не имеет принципиального значения. Каждый сотрудник в душе надеется, что новая система никогда не заработает. Одна из ключевых задач ИТ-директора и его команды – донести важность ИТ до руководства и всех сотрудников компании. Вы должны продемонстрировать клиенту (внутреннему или внешнему), как технологии могут помочь ему в достижении тех или иных важных целей.

ScreenClip[134]

Проактивные коммуникации. Почему вендоры в своих маркетинговых материалах и ИТ-пресса в публикациях многократно повторяет тезис о том, что ИТ должны помогать достижению бизнес-целей? Это действительно единственное, что оправдывает размеры ИТ-бюджетов. В итоге CIO должен быть хорошим маркетологом и pr-щиком. Подчас буквально выступая маркетологом того или иного вендора, в решениях которого он заинтересован. Одна их основных обязанностей CIO поддерживать связи с руководством бизнес-подразделений компании и убеждать, что ИТ – это не только расходы, но и источник прежде всего эффективной работы сотрудников, а уж через эффективность – источник прибыли. К сожалению, ИТ-решения сами по себе очень редко генерируют прибыль. Для повышения эффекта подобную идею должен продвигать не только CIO, но и все ИТ-специалисты, взаимодействующие с клиентами. Все сотрудники ИТ-отдела должны «нести в массы положительный месседж» и работать на свою репутацию.

Четкие бизнес-цели. Проактивные коммуникации должны способствовать принятию ИТ и изменению отношения к продуктам и услугам. В российских компаниях не любят подсчитывать такие показатели, как ROI (возврат на инвестиции) в проектах. На стадии планирования проекта ROI, конечно, все подсчитывают – получаются красивые 100-300 и более процентов. А вот по итогам проекта, его ROI внезапно становится никому не интересен. Складывается впечатление, что CIO просто бояться показывать реальные цифры. Между тем очень важно показывать бизнесу именно достижение определённых целей. Деньги, потраченные на проект – расходы. Деньги, реально сэкономленные по итогам проекта – вот это для бизнеса вполне ощутимый экономический эффект. Соотнесите стоимость внедрения ИТ-решения с потенциальным увеличением доходов и снижением расходов. Приведите конкретные статистические данные. Например, можно сравнить убытки от простоя со стоимостью плана аварийного восстановления и поддержания непрерывности бизнеса. А уж пригодившийся (не дай Бог) и главное эффективно сработавший план аварийного восстановления – это, с одной стороны, безусловно, большое ЧП, но с другой стороны просто подарок для CIO. Процесс измерения эффективности ИТ-решений должен быть постоянным, последовательным и направленным на конкретные измеримые результаты.

ScreenClip[132]

Убедительные предложения.  Сосредоточьтесь на конкретных проблемах своей целевой аудитории. Принципа «работает – не трогай» придерживаются не только ИТ-шники. Тем не менее, для того, чтобы убрать узкие места в бизнес-процессах часто требуются существенные изменения и в ИТ-системах, и главное в методах работы сотрудников бизнес-подразделений. Эффективность использования в компании современных бизнес-систем,  от пользователей зависит больше, чем от ИТ-шников. Для того чтобы убедить руководство изменить привычный порядок вещей и финансировать ИТ-проект, вы должны понять, кто ваш клиент, в чем его проблема и предложить конкретное решение. CIO должен обладать развитыми личностными качествами, в т.ч. талантом убеждать других людей, понимать язык бизнеса и ИТ, видеть суть и причину проблемы и пр. Вы должны работать в тесном сотрудничестве с корпоративными службами маркетинга и hr, по крайней мере с теми сотрудниками, которые отвечают за внутренние коммуникации. Насколько убедительно ваше предложение? Направлено ли оно на достижение критически важной цели? Подходит ли оно пользователям? Понимают ли пользователи важность этого решения для компании? Можно ли его реализовать и в какие сроки? ИТ-директору нужно ответить на эти вопросы так, чтобы все было понятно даже человеку без технического образования.

ScreenClip[133]

Общий язык бизнеса и ИТ. Секрет эффективного продвижения ИТ заключается в умении объяснить сложные технические концепции простым человеческим языком. ИТ-директор должен понимать, какую пользу технические инновации могут принести бизнесу. Следовательно, современному CIO необходимо не только и не столько техническое образование, но и широкие познания в бизнесе, а также отличные коммуникативные навыки. Каналы продвижения могут быть самые разные и очень многие современные средства коммуникации находятся в руках ИТ. Например, корпоративный портал может быть мощнейшим инструментом для формирования положительного образа ИТ в компании. Если приложить небольшие усилия, то портал станет основным источником внутренней информации в компании. Здесь может быть внутренняя социальную сеть, блоги, рабочая и учебная информация и многое другое.

Таким образом, для эффективного продвижения ИТ необходимы проактивные коммуникации, критическое мышление, творческий склад ума и четкие бизнес-цели. Если CIO будет двигателем инноваций, от этого выиграет вся компания.

http://www.computerra.ru/cio/5391

 

Вернуться назад